Войти

Лепной декор стал неотъемлемой частью интерьерного и архитектурного искусства, способной подчеркнуть красоту и изящество, величие и роскошь, простоту и легкость архитектурных сооружений, зданий, помещений. Это орнаментальные или фигурные украшения, которые изготавливаются как методом литья или прессования из гипса, бетона, штукатурки, так и полиуретана, полученного на основе экзотермической реакции.

hjTU22Ur2zg.jpg


Декоративная лепнина: из глубины веков

История лепного декора насчитывает уже несколько веков, а в основе его появления лежит стремление человека украсить и улучшить свое жилище. Сначала для этого использовались простые рисунки на стенах, далее уже были какие-то простейшие изделия из обожженной глины.

Постепенно спрос на декоративные изделия только увеличивался, появлялись новые материалы, из которых можно было изготавливать декор: драгоценные металлы, благородный мрамор для колонн, гранит, известняк, гипс. Люди начали строить большие дома и усадьбы, театры, храмы, дворцы и другие культовые сооружения, для отделки которых понадобились искусные мастера, новые природные материалы и немалые средства. Поэтому появление лепного декора было вполне закономерным.

Историки считают, что впервые декор из лепнины появился около 7 000 лет назад. Следы торжественно-белой или золоченой лепнины можно найти на сохранившихся до наших дней архитектурных сооружениях Древнего Египта, где впервые начали использовать лепнину в качестве украшения дворцов. Именно этот период считается отправной точкой развития лепного декора. Египетские мастера и резчики по камню заметили, что, обжигание гипсового камня позволяет получить уникальные элементы для украшения помещения. Для этого необходимо получившуюся смесь всего лишь разлить по формам и оставить высыхать на солнце.

e1lEeaZNTAg.jpg


Главные отличительные свойства гипса – пластичность, легкость и прочность – стали причиной того, что в дальнейшем гипс на многие сотни лет стал практически основным материалом для изготовления декора.

В те времена вся лепнина создавалась вручную и чаще всего выполняла исключительно практические функции. Например, колонны использовались для поддержания крыш и только спустя годы их начали украшать декором в сочетании с цветными росписями. Со временем гипсовой лепниной начали декорировать дверные и оконные проемы, арки, анфилады, стены, внутреннее убранство помещений. Примечательно, что такие элементы использовали не только для украшения дворцов и храмов, их находили и в гробницах фараонов.

5_gHHyARAJQ.jpg



Из Древнего Египта в Древнюю Грецию и Рим

DoN0yyfoKqY.jpg


Настоящий расцвет лепного декоративного искусства пришелся на античную эпоху. Если говорить об эстетической стороне лепнины, то основные технологии ее изготовления и применения впервые появились в Древней Греции. Оттуда же и пошло название материала «гипс» - «гипсос», что означало «кипящий камень».

Древние греки помогли развить лучшие традиции мировых культур того времен, привнеся в них классическую строгость и четкость. Созданные в Древней Греции архитектурные решения и формы декорирования стали классическими и актуальны до сих пор.

 

Позже римляне внесли некоторые свои изменения в заимствованные декоративные формы. Например, архитекторы Эллады воплотили в жизнь интересные геометрические формы, имитацию растений, цветов. Особое внимание уделялось целым сценам из жизни богов. Такая лепнина отличалась интересными сюжетами.

Если основной идеей греков были лаконичные и строгие формы, то у римлян главной задачей была демонстрация роскоши и могущества Римской империи. Все это отражалось и в декоре, который воплощал в себе богатство.

Кроме того, римские архитекторы изменили технологии производства декоративных элементов, начав добавлять в гипсовую смесь мраморную крошку, алебастр, клей и другие примеси. Готовые изделия полировались, после чего по блеску и прочности ни в чем не уступали мрамору.

zCY0He9oWb8.jpg



Барокко – роскошь в каждом элементе

Раннее Средневековье отличается простой и скупой декоративной отделкой, в которой практически не нашлось места для лепнины.

Многое изменилось с приходом готики и, так называемой, церковной архитектуры. Ажурный лепной декор очень органично вписался в интерьеры грациозных готических храмов, тонких, возвышенных, устремленных в небо. А пришедший на смену готике Ренессанс предоставил лепному декору полную свободу.

В эпоху Возрождения лепнина расцвела по-настоящему, превратившись в великолепный декор, украсивший просторные дворцы, общественные здания и жилые дома. Продолжил ее расцвет, выросший из глубин Ренессанса вычурно-порочный стиль барокко с затейливой асимметрией, чрезмерной роскошью и текучестью форм.

g6yfPTxcWzw.jpg



Строгий классицизм и синтетический модерн

В XVIII веке классицизм уверенно сменил лепнину барокко и рококо, предложив вместо помпезности идеальность форм и логическую завершенность.

В это время лепнина стала использоваться умеренно, в ней появились пасторальные мотивы, а также заимствованные античные мотивы.

Модерн гармонично объединял сразу несколько направлений. Он сочетал в себе текучие формы, орнаменты, природные мотивы в виде волн, рыбной чешуи, морских раковин. Это было время, кардинально изменившее представление о лепном декоре, и ставшее отправной точкой для возникновения современных стилей.

AC204-13.jpg



Рубрики
Рубрики
Все
Краски
Лепнина
Напольные покрытия
Обзоры
Обои
Подоконники
Тенденции