Войти

В древности не существовало химических составов, поэтому красящие вещества, как и окрашенные ткани, относились к дорогим товарам. Цвета добывались из природных источников, зачастую подразумевался трудоемкий процесс. Дороже всех считался пурпур: фиолетовые, и красные оттенки получались от морских моллюсков-иглянок.

Летописец Плиний Старший упоминал пурпур в своей книге (I век н.э.) следующим образом: «Люди сходят по нему с ума. Несомненно – это цвет триумфа. Но если учесть столь отвратительные его запах, то стоит ли он этих денег?..». И действительно, факт того, что запах был ужасным, подтвержден. Интересно еще то, что женам красильщиков разрешалось разводиться с мужьями, так как едкий запах не каждый смог бы стерпеть.

Легенда о божественном цвете

Римляне верили, что, когда сам бог-покровитель мореплавания Мелькарт сопровождал нимфу на прогулке по морскому берегу, его пес разжевал раковину с моллюсками, вследствие чего пасть и шерсть животного окрасилась в яркий цвет. Восхитившись необычным оттенком, нимфа возжелала такое же платье, а «тирийский Геракл» не смог отказать.

Легенда гласит, что люди стали собирать на дне моря удивительные раковины, а после раскладывать их на берегу. В каждой такой ракушке всегда остается капелька невероятно дорогого красителя в виде естественного сока.

Фиолетовый в истории

Пурпурный добывается из нескольких видов иглянок. К примеру, железы пурпуры хемастома и мурекс бран-дарис выделяют фиолетовый пурпур. А морская улитка мурекс трункулюс выбрасывает красный пурпур. Впервые фиолетовый зарегистрирован в эпоху неолита. Пещерные художники Печ Мерле пользовались палочками марганца и гематитового порошка. Они изображали очертания собственных рук и животных от 16 000 до 25 000 лет до н.э.

Несмотря на красивую легенду о боге Мелькарте, процесс изготовления краски был освоен финикийцами. Добывалась она трудно и долго: чтобы создать пару грамм пурпура, требовались тысячи хищных моллюсков. Дело в том, что краситель, вырабатываемый из желез брюхоногих иглянок, являлся чем-то вроде снотворным для добычи. Гораздо позже были открыты места производства: на территории древней Финикии находили огромные насыпи этих ракушек. В 1600 году до н.э. город Тир стал эпицентром производства красителя, а также присвоил ему первой официальное наименование — тирский пурпур.

0dM40UwaTOc.jpg

Востребованность пурпура во время финикийской цивилизации оправдывалась качеством и техникой мастеров комбинировать диковинные оттенки. Например, от розового к фиолетовому, от красного к лиловому. Вдобавок стремительно развивалось ткацкое ремесло, благодаря чему создавались изящные ткани из шерсти, окрашенные в пурпур. Одежда, окрашенная багряно-фиолетовым цветом, упоминалась в Илиаде Гомера и в Энеиде Вергилия.

В Древнем Китае фиолетовый цвет добывался посредством экстракта особого цветка. Цена на фиолетовые одеяния завышалась в пять раз, а все потому, что краситель плохо ложился на ткань. И все же, фиолетовый считался вторичным, по сравнению с тем же малиновым, символизирующим легитимность. Пурпур служил для обозначения непристойности. Но ближе к 6 веку до н. э. их роли кардинально поменялись.

pKt0NweZJsQ.jpg

Мальва

В 1856 году британский студент-химик Уильям Генри Перкин провел опыты по разработке синтетического хинина. Вместо этого он создал первый синтетический анилиновый краситель. Оттенок фиолетового — мовеин — получил название от цветка Мальвы. Благодаря королеве Виктории, которая надела шелковое лиловое платье на королевскую выставку 1862 года, новый цвет быстро вошел в моду. Открытие Перкина позволило производить краситель в промышленных масштабах. С тех пор лиловый перестал быть доступен только аристократии и вышел на общий рынок. Перкин полностью трансформировал химическую промышленность.

Пурпур в одежде

Удивительное дело: если пересчитать один фунт шелка пурпурного цвета на актуальную валюту, эквивалент составит 28 000 долларов. Самый дорогой шелк везли из Китая, дешевле только подкрашенная сирийская шерсть и виссон (тончайшее египетское полотно). Багряно-фиолетовый потому был недоступен «простым смертным», что заключал в себе одновременно божественное и земное, следовательно — принадлежал высшим властям.

В культуре Византии пурпур символизировал атрибут царственности и непосредственно императорское достоинство. Носить одеяния и обувь, восседать на троне и подписываться чернилами этого цвета был вправе только Басилевс (древнегреческий монарх). Ввиду глубокого почтения, алтарный Евангелие, Богоматерь и Св. Анна изображались в аналогичных оттенках.

Screenshot_228.jpg

В XIII веке производство было приостановлено, но уже в XVI веке королева Елизавета выпустила закон, по которому цвета для каждого сословия английских подданных строго контролировались. В основном, запрещалось ношение пурпурных тканей всем, кроме родственников королевы.

Характер и настроение

Красный и синий — две крайности, сходящие в точку равновесия. В пурпуре объединены противоречивость, мудрость, сознательность и сосредоточенность. Помимо царственного налета, с его помощью преподносится и низшая похоть. Этому свидетельствуют писания об обряженной в пурпур вавилонской блуднице.

В фиолетовом заключены такие настроения как осторожность, сдержанность и в то же время чувственность. Если его разделить, в результате образуются множество розовых оттенков, поэтому пурпур чудесным образом воплощает союз мужского и женского начал.

Рубрики
Рубрики
Все
Краски
Лепнина
Напольные покрытия
Обзоры
Обои
Подоконники
Тенденции